НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ


АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ Н.Ф. ФЁДОРОВА ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДОЙ В СОВРЕМЕННОСТИ

«Мы виноваты не только в том, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию».                               Н.Ф. Фёдоров

Вопрос о регуляции природы был поднят Н.Ф. Фёдоровым в тот момент, когда наука и техника продолжала активно усовершенствовать орудия, с одной стороны, для массового производства товаров, а с другой, — для массового убийства людей. В сельском хозяйстве были также применены новые технологии масштабного производства, но зависимость урожая от погодных условий во многих случаях осталась такой, как и была тысячи лет до нашей эры: нет дождя, нет урожая. Сетуя на ложный путь развития науки, которая остаётся безучастной к таким непонятным с точки зрения развитого человечества явлениям, как массовый голод, Н.Ф. Фёдоров предложил сместить направленность науки и техники и обратить орудия уничтожения в орудия созидания ,и в частности, использовать их для вызывания дождя. Эксперименты по вызыванию дождя путём обстрела облаков из артиллерийских орудий начинали проводиться ещё в его время, это конец 19-го века. Наука пошла и далее по этому пути и стала использовать самолёты, которые распыляют сухой лёд или йодистое серебро, что приводит к конденсации влаги и выпадению осадков. Все эти методы эффективны лишь на небольших площадях. Кроме того, очевидно, что не все страны могут себе позволить такие дорогие методы регуляции природы. С другой стороны, принудительное выпадение осадков и разгон облаков может вызывать недовольство соседних стран, которые явно страдают от такого воровства дождя или от другого рода погодных войн.

Все эти способы вызывания дождя подразумевают использование техники, поэтому мы для удобства назовём их техническими. Но разве Н.Ф. Фёдоров ограничивался лишь техническими способами управления природы? Нет, не ограничивался. По его мнению, человек в своём психофизическом развитии может дойти до такого уровня, что управление природой и её метеорологическими явлениями будет происходить непосредственно без техники. Назовём этот способ психофизическим. Как прообраз психофизического управления метеорологическими явлениями Н.Ф. Фёдоров упоминает хоровод-солнцевод, т.е. действо обрядового или даже магического характера, которое выполнялось нашими предками. Широко применялась магическая практика вызывания дождя трипольцами, предками славян. Есть свидетельства того, что и в настоящее время существуют подобного рода обряды магического характера, направленные на вызывание дождя. Так, в Беларуси в одной деревне для вызывания дождя женщины в сорочках пашут плугом речку. Даже если в результате таких обрядов идёт дождь, мы не можем объяснить причинно-следственные связи между действиями людей и метеорологическими явлениями. Совершая подобные обряды, люди не понимают, чтo именно приводит к тем или иным метеорологическим явлениям; они просто автоматически выполняют какие-то действия, которые по традиции считают эффективными. Очевидно, что для понимания этих процессов необходимо развивать в себе соответствующие чувства. Более того, необходимо нравственное очищение человека, ведь нравственно несовершенный человек может натворить немало бед, управляя метеорологическими процессами по своему произволу и в корыстных целях, с последствиями не хуже, чем от использования ядерного оружия. Поэтому, по Фёдорову, и нравственное и психофизическое развитие человека должно происходить параллельно; в итоге безупречный, с точки зрения нравственности, человек сможет управлять природой, как своими органами.

Очевидно, что между двумя методами, обозначенными Н.Ф. Фёдоровым, техническими и психофизическим, находятся много ступеней. Прежде чем проходить эти ступени, нужно разобраться, а правилен ли изначальный подход? Можно ли считать стихийные явления слепой силой и стрелять по облакам из пушки, или же с самого начала необходимо по-другому рассматривать природу? Останутся ли равнодушной природа и стихии к такому отношению или же они будут возмущены нашей бесцеремонностью? Интуиция подсказывает, что они будут возмущены. Если они не просто бездушная материя в традициях академической науки времени Н.Ф. Фёдорова да и современной также, то наверняка будут возмущены. А могут ли вообще стихии и планета чувствовать? В фантастической литературе такие мысли уже были озвучены. Так, в произведении американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона, которое называется «Неукротимая планета», планета буквально воевала с одним человеческим видом, который пошёл путём противопоставления себя природе и всей планете. Этот путь привёл к созданию города-крепости для защиты от нападения на человека всех форм жизни, к воспитанию детей в духе злобы и ненависти ко всему живому. Природа ответила той же злобой в виде преобразования видов животного мира, живущих возле города-периметра, во всё более агрессивных и смертоносных. Другой же человеческий вид, обитавший на той же планете, пошёл по пути гармонии и понимания природы. Он приручил некоторых животных и общался с ними на телепатическом уровне. Люди этого вида нормально жили в лесах, что в глазах жителей города-крепости было равносильно самоубийству. В итоге жители города-крепости признали тупик своёго пути развития, постепенно покидали город-крепость, уходя в леса для жизни в гармонии с природой. Пусть вас не пугает использование для нужд данной статьи произведения фантастического характера, ибо в глазах простого обывателя не всё в нём фантастично, во всяком случае, не более фантастично, чем всё остальное в этой статье. Да ведь и многие фантастические идеи стали реальностью (ср. романы Жюль Верна). Уже сейчас многие люди, обладающие более тонкими чувствами, даже некоторые геофизики, утверждают, что Земля — живое сознательное существо, окликающееся на деятельность человека. Если это так, то продолжать вести себя на ней хищнически-потребительски, в том числе в отношении метеорологических процессов, нельзя. Нужен совершенно другой подход. Мы ни в коем случае не хотим упрекнуть Н.Ф. Фёдорова в неправильном совете, ведь это предложение использовать орудия уничтожения в других целях произошло, как говорится в Новом Завете «по жестокосердию» людей(1), которые должны были сначала сдать на нравственный минимум: перестать убивать себе подобных. Н.Ф. Фёдоров имел в виду глобальное перенаправление усилий человечества на созидание, а не на разрушение. Кроме того, если бы Н.Ф. Фёдоров располагал обширными сведениями о том, как химические вещества орудий уничтожения влияют на биосферу Земли и на урожаи в частности, отравляя их, он наверняка изменил бы свой совет. Поэтому нам кажется, что в этом случае не нужно буквально понимать Н.Ф. Фёдорова и воевать с природой, стихиями и Землёй. Наоборот, необходимо разработать способы развития благоговейного отношения к природе, к земле, к союзникам человека на ней.

Одним из таких союзников, по нашему мнению, является дерево, а в собирательном смысле — лес. Ведь лес может помогать управлять метеорологическими явлениями на земле гораздо лучше и естественнее, чем техника (самолёты, пушки и т.д.). Так, исследуя причины, по которым в тропических лесах выпадают столь обильные осадки, учёные обнаружили, что из тропических лесов потоками воздуха на высоту до 18 километров поднимаются споры деревьев, различные мелкие частицы, которые образуются благодаря лесу. Эти частицы действуют, как ионы серебра, распыляемые самолётами, т.е. конденсируют вокруг себя влагу, и выпадает дождь. Но это лишь механическая сторона процесса, тогда как существует ещё и полевое взаимодействие леса как особого эгрегора, биологическая жизнь которого зависит от влаги, и Земли, и стихий. Вызывать дождь могут не только тропические леса. Тот же принцип действует и у наших лесов, и у всех лесов на планете. По нашему мнению, дисбаланс метеорологических явлений происходит по причине отсутствия лесов в ключевых точках планеты, а дальнейшая их вырубка только усугубляет ситуацию. Так, отсутствие в настоящее время леса в Северной Африке и малые площади его на средиземноморском побережье приводят  к наступлению пустыни на Европу, в том числе на Молдавию, Украину(2). Вырубка лесов у нас в стране, пожары и недостаточная посадка новых лесов усугубляет эту ситуацию. Засуха текущего года показала серьёзность этого явления, особенно для юга Молдавии и Украины. Озёра и реки обмелели наполовину, а в некоторых местах и более. Если мы не хотим жить в пустыне, без деревьев, без воды, необходимо принимать меры. С этой точки зрения представляет интерес «План Сталина по преобразованию природы».

Советский плакат, посвящённый реализации государственного плана лесопосадок

План был принят в конце 40-х годов и проводился до смерти Сталина, после чего был свёрнут Хрущёвым. Плану также предшествовала засуха, был также и голод 1946–1947 годов. В соответствии с этим планом нужно было посадить более 4 млн. га леса, и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км. Это должно было преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров. Это равно совокупной площади Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов. Кроме государственных лесных защитных полос были посажены лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления). Все эти меры привели к большому росту урожайности зерновых, овощей и трав, действительно повлияв на климат (3)


Хотя Н. Ф. Фёдоров нигде в своих статьях прямо не говорит о посадке леса, нам кажется, что он одобрил бы это дело ещё вот по какой причине. В своих статьях Н. Ф. Фёдоров часто восхищается неповторимым русским чудом — строительством обыденных храмов за один день. Такое чудо оказывалось возможным особенно в трудные для общины моменты — эпидемии, голод, войны и т. д. и по той причине, что у всех людей появлялось «безусловно благое и общее дело». Люди верили, что с построением храма устранятся и их беды. В большинстве случаев так и происходило, так как само участие всех в общем деле приводило ко всеобщему нравственному преображению, поднятию духа, и это неизбежным образом отражалось в материальном мире в виде выздоровления, возвращения к нормальной жизни и т. д. Люди строили общий духовный храм в других высших сферах, храм материальный в данном случае выступал как конкретный религиозно-культурный символическо-магический объект сосредоточения однородного по своей сути, в силу приобщения к православию, народа. Возможно ли такое чудо в настоящее время? Сохранил ли обыденный храм данное значение для большинства людей? Нет, не сохранил и чудесное строительство храма невозможно (не технически), так как религиозно-культурное отношение людей к православному храму в силу объективных исторических причин достигло своего минимума. Люди в своём большинстве придерживаются атеизма или псевдорелигиозности, в том числе в виде увлечения модными эзотерическими практиками. Какое дело может обладать такой же конкретно-символической, социо-культурной и даже практической ценностью, как строительство православного обыденного храма во времена расцвета православия? Что может объединить учёных с простым народом, городских и сельских жителей, детей и стариков в общем и безусловно благом деле? Смеем утверждать, что сейчас в силу разной направленности людей это посадка леса. Ведь угроза нешуточная. Да, в тех регионах, где есть леса, это не так ощутимо, но там, где из колодцев уходит вода, где пересыхают ручьи и речушки и даже реки, всем должно быть понятно, что надо что-то делать. По сообщению украинского учёного академика Александра Иващенко «за последние десятилетия происходит фактическое смещение границ природно-климатических зон на 100–150 км на север. Пустыня наступает на степь, и на юге Украины сейчас условия вегетации как в Юго-западной Африке в пустыне Калахари. При условии сохранения таких тенденции Украина может потерять свыше половины пахотных земель»(4). Необходима посадка леса вокруг водоёмов и источников воды. Необходимо отгораживание от пустыни сплошными лесозащитными полосами или даже лесом.

Как привлечь людей? Многих взрослых людей уже трудно изменить и попытаться заставить их понять необходимость не только беречь существующие леса, но и сажать новые. Но есть молодые люди, дети. И в этом отношении полезен пример Н. Ф. Фёдорова, который умел делать свои уроки истории и географии интересными благодаря тому, что преподавал их на практике, на местности с обилием фактического материала. Нам кажется, что этот метод нужно применять для приобщения детей к активной посадке леса. Уроки природоведения, биологии должны проходить на местности с обязательной посадкой деревьев. Любые выходные с выездом-выходом в лесополосу или лес можно организовать таким образом, чтобы и отдохнуть, и сделать полезное дело — посадить несколько деревьев в возможный для них период посадки (весна, осень и даже зима). Можно с уверенностью сказать, что дети, у которых есть сознательный опыт участия в посадках деревьев, будут морально и нравственно более устойчивы, сталкиваясь с жизненными трудностями, чем те, у которых такого опыта нет. Так будет расти ответственное поколение. И это тоже согласуется с идеями Н. Ф. Фёдорова. Вспомним, ведь Н. Ф. Фёдоров предлагал использовать храм как школу, в которой дети получали бы не только светские, но и духовные знания. А если учесть, что для наших предков храмом была сама природа, священные рощи, водоёмы и источники, то эта мысль вовсе не кажется надуманной.

Человек пока ещё только занимается преобразованием вещества, но не творит. Посадка деревьев, особенно из семян, является приближением к настоящему творчеству. Это сотворчество, помощь одной формы жизни другой форме жизни, и жаль, что время для человека и дерева течёт по-разному и не многие сполна могут узреть чудо — как из маленького семечка вырастает сосна-великан или из маленького жёлудя вырастает могучий дуб. Если же вырастает целый лес, то это чудо из чудес, не хуже строительства обыденного храма за один день; различие лишь в сроке. И именно поэтому с этим делом нельзя медлить ни минуты.

 

1. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и
разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Евангелие от Матфея 19, 7.

2. Недавно было сообщение в новостях, что Данию и Швецию может накрыть кровавый дождь — с пылью из пустыни Сахара. www.elvisti.com

3. www.wikipedia.org